Когда Ницше плакал by Ирвин Ялом

Oleksii Hryshko
26 min readApr 25, 2022

--

Превращай “это так было” в “так сделал я”.

Интро:

Люди должны узнавать жестокие новости, потому что жизнь жестока и смерть жестока.

Начну с того, что это художественная и философская книга и писать её конспект по меньшей мере глупо, сложно и странно. Я делал заметки на полях и позже структурировал, как сам понял.

Тут есть цитаты, фрагменты, приемы из терапии и философия; объединены по смыслу для удобства.

Психотерапия тут обозначена как терапия диалогом, контактом. И одна из самых важных частей — фрагменты этих диалогов (выбрал самый топ).

Когда Ницше плакал превью

Разделил на части:

Некоторые не могут ослабить свои оковы — как не могут спасти друзей своих. Ты должен быть готов сжечь сам себя: как ты сможешь обновиться, не став сначала пеплом?

  1. Фабула: общее описание сюжета;
  2. Цитаты as is;
  3. Терапевтические приемы доктора Брейера для отчаяния и экзистенциализм;
  4. О Ницше;
  5. О Фрейде;
  6. О докторе Брейере;
  7. Интересные фрагменты из терапии;
  8. Как Ницше лечил доктора Брейера;
  9. О детях;
  10. Вопросы на подумать (?);
  11. Выводы + доп. литература.

Фабула

Как бы я рассказывал о этой книге, в попытке “продать” её читателю.

Живёт себе венский терапевт (как доктор общего профиля, не психо-) доктор Брейер, который ведёт приемы, учит Фрейда. В один день, ему предлагают интересную возможность — лечить будущего гения — Ницше, которому не смогли помочь другие известные врачи; как-бы последняя надежда. Симптомов было большое множество, но доктор не придавал им серьезного значения. И тут случается переход от врачевания и терапии психики поиск смысла жизни):

Именно отчаяние профессора Ницше, а не его тело, я прошу вылечить

Более того, сам пациент не был настроен на лечение, замкнутый, очень гордый, никогда не попросит о помощи.

Вместе с своим практикантом — Фрейдом, они разрабатывают метод лечения: сменить роли и самому стать пациентом. И тогда, уже Ницше стает врачем души для Брейера, исследует его отношения с пациенткой, женой и как итог — матерью.

Там всё ни так уж просто, но Брейер понимает, дурачить Ницше у него не выйдет, по-этому говорит только правду. И это очень больно. Идёт процесс терапии души (они на ходу придумывают психотерапию), который лечит двоих. У них обнаруживается общая проблема — женщина.

В конце нас ждёт крутой переворот, “срыв покровов” и непосредственно интересный процесс терапии, за которые я так люблю Ялома.

Я не хочу понять, чего хочет женщина. Я хочу быть от них подальше.

Но, время от времени мужчине нужна женщина, как нужна домашняя пища.

Цитаты as is

Рандомные нарезки цитат. Отлично подходит на подумать и для подписи фотографий в инсте.

Ницше родился на несколько поколений раньше! (идея: “пророк пришёл слишком рано, но люди не готовы к этому” — легла в основу “Заратустра”).

Не существует лекарства от отчаяния, нет докторов для души. Я могу предложить курорты, обратится к священнику или хорошему другу.

Я выбираю всегда оставаться свободной. Брак, и весь этот антураж обладания и ревности порабощает дух. Я никогда не попаду в эту власть. Я надеюсь, наступит время, когда мужчины и женщины не будут тиранизирвоать друг друга своими слабостями.

Вену населяют религиозные люди, а бог их — этикет.

Есть причины выше причин.

Брейер: Я никогда не могу привыкнуть к тому, что мои пациенты умирают. Фрейд: Надеюсь, никто не привыкнет. Надежда жизненно необходима, а кто кроме нас (врачей) может дарить её?

… такие новости быстро расходятся стараниями еврейских домохозяек.

У собак могут быть блоки. И вши тоже. (это история о том, что у пациента могут быть разные симптомы, которые не всегда составляют один синдром).

Я предпочитаю прочитать пьесу, прежде чем посмотреть спектакль, и до того как ознакомлюсь с рецензиями.

Самое страшное в старости: горечь утрат смерть друзей — это отсутсвие внимания, жизнь без свидетелей. Одиночество — благодатная почва для болезней.

Переборщить с взаимопониманием невозможно.

Там, где я, нет смерти. Там. где смерть, нет меня.

Видит глубину вещей — очень неудобное свойство. Это заставляет держать глаза в постоянном напряжении и в конце концов ты видишь больше, чем хотел бы.

Формулировать вопросы нужно так, чтобы они заставляли мозг работать.

Исследования и наука начинаются с неверия. Я всегда подхожу ко всему с максимальным скептицизмом.

Какое количество истины я могу вынести?

У меня слишком мало друзей, чтобы я мог позволить себе терять их.

Никто и никогда не делал ничего только для других. Все действия направлены на нас самих, все услуги — это услуги самому себе, любовь может быть только любовью к себе. Вы любите не других, а те ощущения, которые любовь вызывает у вас. Вы любите влечение, а не его, к кому вас влечёт.

Жить в сорок кажется совсем не такой, как в двадцать пять.

На каждую красивую женщину приходится по мужчине, который уже устал е ебать (сношать). Однообразная еда любому надоест.

Когда ты любишь женщину, ты хочешь чтобы она думала о тебе только и исключительно хорошее. Естественно, для этого нужно скрывать некоторые факты своей биографии.

Я считал ту женщину воплощением моего земного идеала. Прошу, заметь: у меня ужасное зрение.

Вы должны принять себя — а не искать пути для достижения чужого признания.

Наша обязанность перед жизнью состоит в том, чтобы создавать высших, а не воспроизводить низших. Ничего не должно препятствовать развитию героя внутри себя.

Теми, кто не подчиняются себе — управляют другие. Если ты не вступаешь во владение своим жизненным планом, ты позволяешь своей жизни стать цепью случайностей.

Жить в благополучии опасно.

Жизнь — это экзамен, где верных ответов быть не может.

Глобальная перспектива делает трагедию не столь ощутимой. Если мы заберемся достаточно высоко, мы окажемся там, откуда трагедия уже не выглядит трагически.

Когда есть я, нет смерти; когда есть смерть, нет меня.

Врач, как мудрец, должен для начала вылечить самого себя.

Достоевский пишет: о некоторых вещах нельзя говорить ни с кем, только с друзьями; иные вещи нельзя раскатывать даже друзьям; и, наконец, есть вещи, о которых нельзя рассказывать даже себе.

— Если бы я знал ответ, зачем стал бы спрашивать? — Чтобы не признаваться себе, что вы знаете ответ!

Время берет, берет — и никогда ничего не отдает обратно.

Лучше, намного лучше иметь смелость менять свои убеждения. Долг и преданность — это обман, мистификация занавес, за которым можно укрыться. Самоосвобождение — это священное нет, даже долгу.

Возможно, единственный способ спасти ваш брак — это расторгнуть его? Лучше разрушить брак, чем позволить ему разрушить себя!

Лучший учитель тот, кто учится у учеников своих.

Не важно, кто находится с нами когда мы умираем, но умираем мы одни.

Когда тебе приходится думать о том, как расплатится с мясником, у тебя не хватает времени думать о свободе.

Жить надо сейчас, чтобы в 50 не вспомнить о своих 20, 30, 40 без сожаления.

Мы должны жить так, как если бы мы были свободны.

Во-первых, желать необходимо! Во-вторых, любить желаемое. Люби свою судьбу.

Превращай “это так было” в “так сделал я”.

ИСТИНА — это такая же иллюзия, но без этой иллюзии не выжить.

Терапевтические приемы доктора Брейера для отчаяния и экзистенциализм

Тут много отсылок к сессиям самого Ялома. Они могут быть полезны практикующим терапевтам, т.к. вопросы реально очень годные.

Я никогда не отказываю больному в помощи.

— Начинать с чтения вашей истории болезни было бы корне не правильно. Слишком высокий авторитет врачей, их выводи указывают гнетущее впечатление. Именно по-этому я предпочитаю прочитать пьесу, прежде чем посмотреть спектакль, и до того как ознакомлюсь с рецензиями.

Алгоритм исследования:

Брейер знал, что пристальное внимание к деталям жизни нравилось и подкупало пациентов.

  1. Внимательно прослушать свободное описание болезни, жалобы;
  2. Систематически исследовать каждый отдельный симптом: когда появился, при каких обстоятельствах, как менялся со временем;
  3. Свободное обследование систем тела (нервы, зрение слух, и тд.);
  4. Оргнаика (функционирования систем): дыхательная, сердечно-соссудистая, желудочно-кишечаня, мочеполовая;
  5. Описание мед. истории: здоровье в детстве, здоровье семьи (родителей, братьев);
  6. Общественная жизнь: выбор профессии, общественная жизнь, служба в армии, переезды, пищевые привычки, спорт, досуг и тд;

У собак могут быть блоки. И вши тоже.

У пациента могут быть два заболевания; и на самом деле так и бывает у тех, кто пришёл к доктору.

Нельзя потакать, нельзя опекать, нельзя повести интриги. Прото займись своим делом и используй профессионализм.

— Не замечали ли вы изменения в своем настроении, которые могли бы относится к болезни?

— Расскажите мне в подробностях об одном обычном дне из вашей жизни.

Переборщить с взаимопониманием невозможно.

Отчаяние — это не болезнь.

Терапевт должен уметь нагнетать напряжение. Этому отлично помогает молчание, взял в глаза, уход в себя.

Самое страшное в старости: горечь утрат смерть друзей — это отсутсвие внимания, жизнь без свидетелей.

Хороший способ оценить степень риска самоубийства: проверить, представляет ли себя пациент в будущем (если ли цели, миссия, какие-то дела в будущем).

— Я думаю, что хорошее физическое самочувствие неотделимо от благополучия психологического.

Если он брался лечить человека, то никогда не пытался обделить его необходимым временем и усилиями.

Формулировать вопросы нужно так, чтобы они заставляли мозг работать. — Приносят ли мне какую-нибудь выгоду эти страдания?

Части нашего сознания могут функционировать отдельно друг от друга. Наш разум полон тёмных аллей и люков. На саком деле большую часть нашей жизни мы, возможно, живём на одних инстинктах. Может быть, психические проявления — это “после-мыслия”.

Психологическое наблюдение (за собой, дневник) входит в ряд тех способов (какие ещё есть?), посредством которых человек может облегчить груз бытия.

Личность консультанта (терапевта) определяет выбор подхода. ?А личность клиента, влияет на подход?

Крутой прием:

Ницше решил закончить лечение. Брейер был ошеломлён и растерян. Он совершенно не знал что делать, как его удержать, вернуть, лечить. И тут применил такой приём.

Коротко: попросить о помощи самого пациент с мета-позиции доктора в 3м лице.

— Профессор Ницше, я хочу попросить вас немного побыть моим консультантом! Представьте, пожалуйста, интересную ситуацию; может, вы сможете помочь в ней разобраться. Я столкнулся с пациентом (речь в 3м лице о Ницше), который довольно сильно болен. Он испытывает радость уже тогда, когда состояние остается терпимым хотя бы 1 день из 3х. Он предпринимает долгое, тяжёлое путешествие, чтобы получить консультация доктора-медика. Консультант делает свою работу профессионально. Он ставит диагноз. Устанавливается отношения доверия и уважения. После этого, доктор предлагает план лечения, в эффективности которого уверен. Однако, это план не вызывает пациента ни малейшего интереса, ни даже любопытства. Наоборот, он сразу же отказывается от лечения и сознает препятствия. Вы можете помочь мне разобраться в этой истории? Почему пациент, который не хочет чтобы его лечили, вообще просит о консультации? Что бы вы рекомендовали? как бы вы лечили пациента?

Если бы вы не думали об этом (проблеме), о чем бы вы думали?

Ваши мысли .. хотелось бы знать, какую выгоду вы получаете, позволяя им появляется, или, скажу даже больше, заставляя их появляется.

Жизнь длинна и пациенты часто лечатся долго.

Я верю в исцеляющую силу откровенных разговоров. Посмотри на католиков. Их священники веками предлагали профессионально организованное облегчение (исповедь).

Всё (демоны, страдания, тревоги, любовь, страхи и тд.) что мы сами создали, мы сами и можем уничтожить.

Освобожденная от личных значений, она предстанет перед ним испуганным обнаженным человеком, всего лишь человеком, кем на самом деле является и она и она, и все мы.

Дружба — это двое, объединяющиеся для поиска некой высшей истины.

Мысленный эксперимент:

Представьте себя такой мысленный эксперимент.

Что, если какой-нибудь демон, скажет вам, что жизнь, которую вы ведете сейчас и вели раньше, вам придется прожить ещё раз, и ещё бесчисленное количество раз.

И в ней не будет ничего нового, только каждая боль и каждая радость, все невыразимо малое и великое, что было в вашей жизни, вернется к вам в том рже последовательности.

Представьте себе бесконечные песочные часы, которые переворачиваются снова, снова и снова. Подумайте о бесконечности.

Позвольте этой мысли овладеть собой, и, я клянусь, вам никогда не стать прежним.

Это концепция “вечного возвращения”, любое действие, которое вы выбираете, вы должны быть готовы избрать для себя на вечность.

… И тогда живите так, как вам нравится!

— Лучше, намного лучше иметь смелость менять свои убеждения. Долг и преданность — это обман, мистификация занавес, за которым можно укрыться. Самоосвобождение — это священное нет, даже долгу.

Проводник должен быть мостиком над стремниной, но не может быть костылем.

Проводник может рассказать обо всех испытаниях, что ждут ученика. Но он не может выбрать за него путь.

Психологу, знатоку человеческих душ, требуется суровое обращение больше, чем кому-либо другому. Иначе он утонет в жалости. А его студент захлебнется на мелководье.

Прием про слёзы:

Попробуйте представить, что у слёз есть голос.

— Что бы могла сказать ваша слезинка?

Плач — очищает.

Парадокс: одиночество существует только в одиночестве. Разделенное одиночество умирает.

О Ницше

Некоторые заметки и цитаты о пациенте.

Этому человеку очень нужна помощь. Но он слишко горд, чтобы принять её. И эта гордость — часть его болезни и именно тот пораженный орган.

Его тело было каким-то непрочным, словно сквозь него могла свободно пройти рука. Его рука была холодной, а рукопожатие — слабым. Несмотря на свою непритязательную внешность, Ницше производил сильное впечатление: мощная голова, лавину длинных усов.

Ницше исключительно чувствителен к проблемам власти. Он не будет участвовать в том, что воспринимает как подчинение своей силы чужой. Он уверен, что никто не собирается помогать другим, как раз наоборот, люди хотят только доминировать и усиливать свою мощь.

— Вся моя жизнь превратилась в путешествие, а мой дом — это моя болезнь.

Мой дом — это чемоданы и пароходы. Я черепаха, ношу свой дом на спине.

— Трижды я тянутся к людям и пытался перекинуть мостик от себя к ним. И трижды я был предан.

Мой издатель ошибся в выборе профессии. Он создан для дипломатии или шпионажа. Он гений интриг и скрытности, а мои книги — его самый большой секрет. Их просто невозможно достать.

Это очень странный человек. Он напоминает мне стену. Очень умную кирпичную стену. Я не могу понять: это безумный ум или умное безумие?

О двойной выгоде:

Вы выбрали свою болезнь сами, она приносит вам выгоду:

  • иногда, приступы мигрени отгоняют стресс; моя работа полна стресса, я рассматриваю тайные стороны бытия.
  • мне идёт на пользу плохое зрение; уже много лет я не читаю мысли других мыслителей. Из меня получается хороший философ — я пишу на своем опыте. Я пишу кровью, а лучшая истина — это истина на крови. — Его философия была о жизни и для жизни. Лучшие истины — кровавые истины, вырваные с мясом из собственного жизненного опыта.
  • болезнь подарила мне свободу от научного сообщества; если бы я оставался в университет , мне би ярилось защищаться от нападок коллег.

Стань собой! Все что не убивает меня, делает меня сильнее. Так что, моя болезнь — мое благословение божье.

— Говоря простым языком, человек не выбирает свою болезнь, но он выбирает стресс — и именно стресс выбирает болезнь! Наш враг стресс, и моя задача ка терапевта помочь осознать его и освободить вас от него.

У Гегеля был единственный студент который понимал его; и даже он понимал его не правильно. У меня же, не было и этого.

Деньги значат для меня мало, я совершенно спокойно говорю о них. Я получил 2 премии: первая, думаю, предназначалась для того, чтобы я уехал; вторая — чтобы я не возвращался.

Из письма: Доктор Брейер довольно любопытный человек, думающие, научный терапевт. Он Гото рассказать мне всё, что ему известно о моем заболевании, и — что более удивительно, — все что ему не известно! И у него есть голова на плечах. Но есть ли у него глаза — и сердце, — чтобы видеть? Посмотрим!

Возможно, у него никогда не хватит откровенности прямо просить о помощи.

Зачем мне менять свои привычки, когда все получатся так хорошо?

Цитаты, которые взяти сюда из книг самого Ницше:

  • Не в истине святость, но в поиске истины для каждого!
  • Надежда — это самое большое зло! Она продлевает мучения.
  • Умирать трудно. Я всегда думал, что последняя награда мертвеца — это факт, что ему больше не надо умирать.
  • Мысли — тень чувств, всегда хмурые, пустые и назойливые.
  • В наше время никто не умирает от горьких истин — слишком велик выбор противоядий.
  • Между отцами и сыновьями всегда больше общего, чем между матерями и дочерьми.
  • Что есть семя освобождения? — Отсутсвие стыда перед самим собой!
  • Лишь мужчина в мужчине может выпустить на свободу женщину в женщине.
  • В человеке живёт жажда к власти.
  • Отношения это тоже борьба за власть. Похоть, соблазнение, сексуальное желание не что иное, как желание абсолютное власти над душой и телом другого. Стать — это желание доминировать над всеми вокруг. Любящий — не тот, кто любит, но тот кто стремится к единоличному обладанию объектом любви.
  • Когда никто не слышит, начать орать вполне естественно.
  • Я всегда был уверен, что мы любим больше само желание, чем желанного.
  • С самого детства мне казалось, что жизнь — это вспышка между двумя идентичными пустотам, темнотой до рождения и темнотой после смерти.
  • Я не учу, что вы должны “справляться” со смертью или “мириться” с нею. Так вы предадите жизнь. Вот что я скажу: умрите вовремя. Довели ли вы свою жизнь до логического завершения?
  • Вечное возвращение — мощный молот. Он разбивает тех, кто пока не готов к этому.
  • Самый высокий долг человека — долг перед самим собой.
  • Новое “Я” должно быть построено на пепелище старой жизни.
  • Когда тебе приходится думать о том, как расплатится с мясником, у тебя не хватает времени думать о свободе.

Монтень, в “Эссе о смерти” советует нам жить в комнате с видом на кладбище. Это прочищает мысли и сохраняет приоритеты жизни в перспективе.

Есть разница между жаждой родительского одобрения и стремлением возвысить тех, кто пойдет за тобой в будущем.

Брейеру казалось, что все мотивы (его и Ницше) происходили из одного источника — стремления спастись от забвения смерти.

— Ваш парадокс в том, что вы посвящаете себя поиску истины, но не можете вынести обнаруженное вами зрелище.

Я дошёл до своего предела — предела близости …

О Фрейде

В книге Фрейд описан как молодой студент, с которым Брейер обсуждает методологию лучения, помогает разрабатывать метод, который потом станет “психоанализом”.

Вероятно, в снах могут проявляться либо желания, либо страхи. Или всё сразу.

Будет ли уже виденный сон изменятся в соответствии с переменами в жизни спящего?

Мы обнаружили, что когда пациентка возвращалась к причине симптома и рассказывала мне о ней, симптом исчезал сам по себе — не было необходимости ни в каких гипнотических внушениях.

— Подумай, Зиг, если бы он действительно собирался себя убить, разве стал бы утруждать себя консультацией со мной?

Фрейд предложил такой план лечения:

  1. Убедить Ницше в том, что он помогает тебе, а в этом время медленно, незаметно поменяться с ним ролями, пока, наконец, он не станет пациентом, а я снова доктором.
  2. Начать с того, что убедить философа, что ты в отчаянии. Для этого нужно говорить только правду о себе (ложь он быстро раскусит). — Я смогу это. Я как раз на средине жизни. Проблема в том, что дальше только спуск. С этой вершины я вижу, как передо мной лежит вся моя жизнь. И мне не нравится то, что я вижу. Я вижу только старение, слабине, отцовство, заботу о внуках. Жить в сорок кажется совсем не такой, как в двадцать пять.
  3. Помочь полностью раскрыться.
  4. Фундаментальный принцип: сохранить доверие Ницше, и избегать всего, что может быть истолковано как измена. Не навреди, не делай ничего, что может быть истолковано как предательство.

Может, всё зависит не от первопричины появления симптома? Может симптомы несут в себе послание смысла и могут исчезнуть только тогда, когда их смысл понятен?

На тебе лежит огромная ответственность: чем плодороднее почва, тем большее преступление не возделывать её.

О снах: Легкие зарисовки о том, как заграждалась теория Фрейда о сновидениях.

После долгих лет размышлений, я пришёл к выводу, что не ночь порождает страхи; скорее, они есть всегда, как звезды, но сияние дня скрывает их из вида.

Сны — ночные экскременты мозга.

О докторе Брейере

Подумать только, какие вещи осмеливается говорить Ницше.

Сказать, что надежда — самое большое зло! ЧТо бог мертв! Что истина — это ошибка, без который мы не можем жить. Что враг истины не ложь, а убеждения! Что последняя награда мертвеца состоит в том, что умирать ему больше не придется. Что терапевты не имеют права лишать человека его собственной смерти. Порочный мысли Он (доктор) оспаривал каждое из этих утверждений, но в глубине души полнима, что Ницше прав.

Не смотря на то, что их брак трещал по швам, его жена всегда готовила мужу завтрак и ухаживала за детьми.

Мой отец оставил мне скромное наследство, но устроил брак с дочерью одной из богатейших еврейских семей в Вене. Обе семь остались довольны: недурственно е приданное в обмен на ученого-медика с хорошим потенциалом.

— Сохраняй спокойствие. Не пытайся перемудрить его; он гораздо умнее. Не спорь: ты проиграешь, а если и выиграешь, ты всё равно проиграешь.

В отличии от других, в моих отчётах нет профессионального жаргона, который создает иллюзию знания, а на самом деле является языком невежества.

— Чем дальше я слушал его речи и читал его книги, тем сильнее я убеждался в том, что он воображает себя врачей — не просто терапевтом, но лекарем всей нашей культуры. Я соблазнил его тем, что предложил провести исцеление западной цивилизации, начав с её отдельного представителя, с себя.

— Я верю в исцеляющую силу откровенных разговоров. Посмотри на католиков. Их священники веками предлагали профессионально организованное облегчение (исповедь). Но, простая исповедь не имеет такой силы (как психотерапия). Иначе, не было бы столько невротиков среди католиков.

Мои мысли? Болезненные, мрачные. Мне кажется, я добрался до вершины жизни, до пика; и теперь смотрю за край и вижу только разрушение, старение.

Меня беспокоит не спуск, а невосхождение.

Мне кажется, у каждого человека есть глубинный мотив жизни, её миф.

Внезапно я понял одну из прописных истин жизни: время невозможно повернуть назад, жизнь моя кончается.

Терпение, терпение, терпение. Впервые я понял, смысл и цену этого слова.

Из письма: Нет смысла и дальше обманывать себя. В наших сеансах принимает участие два пациента, и изначально нас двоих мой случай более тяжелый. Он прав, когда мы рассматриваем обыденные ситуации и проблемы в контексте всей нашей жизни, жизни всего человечества, эволюции создания, они теряют в значительности.

Брейер уже понял, чем меньше вопросов он задает, тем больше Ницше раскапывает сам. Лучше было помолчать.

О браке:

Единственный для меня способ спасти мой брак — разрушить его.

Матильда, я не знаю, как сказать об этом иначе, поэтому скажу просто: мне нужна свобода. Я чувствую себя загнанным в угол. В этом нет твоей вины, это судьба. И судьбу выбирал не я. Я ни о чём тебя не прошу. Я прошу себя кое о чем. Я вынужден менять свою жизнь. Иначе я встану перед лицом смерти, понимая, что мне так и не довелось пожить. Я должен изменить свою жизнь, если я хочу взять ее под контроль.

Матильда тоже жертва нашего брака.

Брать на себя ответственность (за) других значит добровольно забирается в ловушка, для себя и для них.

Идеальные отношения в браке возможны только тогда, когда они не являются необходимым условием выживания человека.

Если мы не можем смирится со своим одиночеством, мы начинаем использовать другого как укрытие от изоляции.

Если человек не способен разрушить свой брак, этот брак заключен на небесах.

О детях:

Фрагменты размышления Ницше о детях.

Чтобы вырастить детей, вы должны вырасти сами. Иначе вы будуте заводить детей от одиночества, под влиянием животных инстинктов или чтобы законопатить дыри в себе. Ваша задача как родителя состоит не в том, чтобы произвести на свет свое подобие — это более высоко предназначение. Задача состоит в том, чтобы произвести на свет творца.

Не плодите детей, пока не станете истинными творцами и не будете плодить творцов.

Неправильно рожать детей под влиянием потребности, неправильно использовать детей для того, чтобы заполнить свое одиночество, неправильно предавать смысл своей жизни, производя на свет очередную копию себя. Неправильно и питается обрести бессмертие, отправляя в будущее свое семя, словно в сперме содержится сознание.

У меня есть тольк одна жизнь, жизнь которая может повторятся вечно. Я не хочу вечно сожалеть о том, что потерял себя, стараясь исполнить свой отцовский долг по отношению к детям.

Интересные фрагменты из терапии

Тут для себя куски больше цитат; интересно сказано и звучит, можно брать для инсты.

  • Лу (клиентка) пугала его своей силой, тем, что она могла сделать с ним. Берта (жена) пугала его своим подчинением, тем, что он мог сделать с ней.
    Её походка — как римский имперский марш. Она не утруждает себя заботой о преградах, словно ничего не моет стоять у неё на пути. Она полностью свободна от условностей.
    Она прекрасно понимает, насколько она красива, и использует это для что, чтобы господствовать над мужчинами. Она высасывает из тебя все соки, а потом переходит к следующей жертве.
  • Если клиент вспомнит забытую психическую травму, которая знаменует собой появление симптома (источник), симптом может исчезнуть.
  • Лу: Доктор, этот час прошёл очень быстро. Я жадная, и хочу провести с вами больше времени. Я могу провести вас до отеля? Доктор: Эта смело, мужская фраза Лу, поразила доктора Брейера. Это было так смело — именно так люди должны говорить и жить! Это была женщина совершенно другого сорта. Она была свободна!
  • Переводчики и толкователи всегда безбожно врут, конечно без злого умысла, но они не в состоянии выйти на за рамки своего исторического периода, ни за переделы автобиографии.
  • Ницше: Моя кочевая жизнь предполагает, что я могу иметь только один костюм. Так что, когда я снимаю его, я стараюсь позаботится о том, чтобы ему было удобно.
  • Ницше: Трижды я тянутся к людям и пытался перекинуть мостик от себя к ним. И трижды я был предан.
    Доктор: Три ужасных предательства, а за ними — побед в мучительное одиночество. Вы страдали, и возможно именно страдания повинны в вашей болезни. Не согласитесь ли вы доверится мне, и рассказать он их больше? И снова Ницше покачал головой.
    Ницше: Я не готов, не могу позволить себе доверится кому-либо снова.
  • Этический вопрос:
    Это диалог на несколько страниц, целая дискуссия.
    Ницше: Ни один терапевт не может (не должен!) скрывать от пациента то, что он должен знать правду.
    Доктор: Существуют пациенты и ситуации, когда хороший врач должен ради бага самого пациента скрыть от него правду!
    Ницше: Но, доктор, этот долг отрицает долг более фундаментальный: долг каждого человека перед самим собой — выяснить правду!
    Доктор: То есть я должен сообщать правду тем, кто не хочет (не готов?) знать её?
    Ницше: Кто может знать наверняка, о чем человек не хочет знать?
    Доктор: Это не так просто. Обычно (пациенты) неспрашивают о самых важных вещах! Должен ли я поступать так жестоко и рассказывать то, что он не хочет знать?
    Ницше: Иногда, учителя должны быть жестокими! Люди должны узнавать жестокие новости, потому что жизнь жестока и смерть жестока.
    Если ваш пациент не знает о том, что умирает, как же он решит как ему умирать?
    Надежда — это самое большое зло! Она продлевает мучения. Каждый человек — хозяин собственной смерти. И каждый должен умирать по своему. Возможно, мы можем иметь право лишить человека жизни. Но нет такого права, по которому мы можем лишить человека смерти. Это не забота. Это жестокость.
    Умирать трудно. Я всегда думал, что последняя награда мертвеца — это факт, что ему больше не надо умирать.
  • Ницше: Исследования и наука начинаются с неверия. А неверие само по себе связано со стрессом. Вынести это может только сильный человек. Вопрос мыслителя — какое количество я могу вынести.
    Доктор: Стресс это неотъемлемая часть вашей работы. Если бы вы могли полностью исключить его, вы бы не пошли на это, верно?
  • Ницше: Я не хочу становится объектом вашего исследования! Вам бы понравилось быть подопытным кроликом?
    Моя прямой вопрос: какова ваша мотивация, доктор, для участия в этом терапевтическом проекте?
    Доктор: Вы пришли ко мне за помощью. Я предлагаю вам помощь. Я врач. Это моя работа.
    Ницше: Слишком просто! Мы оба знаем, что мотивации человека намного более сложны, но в то же время и примитивны. Я ещё раз спрошу, какова ваша мотивация?
    Доктор: Каждый занимается свои делом: сапожник тачает сапоги, пекарь печёт … Мое призвание — служить людям, облегчать их боль, я врач. Каждый зарабатывает на жизнь.
    Ницше: Меня не устраивает такой ответ на мой вопрос. У вас в ответе нет сознательности, выбора, заинтересованности. Про деньги хотя бы звучит как правда. Человек стремится набить желудок едой. Но вы не берёте в меня денег.
    Доктор: Ваша работа тоже не приносит вам ни гроша, зачем же вы это делаете? Зачем философствуете? (зачем боретесь мистер Нео)
    Ницше: Между нами огромная разница: я не утверждаю, что философствую ради вас, а вы притворяетесь, что мотивированы служить мне, для облегчения моей боли. Это не имеет ничего общего с человеческой мотивацией, созданное пропагандой. Это часть ментальности рабов. Ищите свои мотивации глубже. Вы обнаружите, что никто и никогда не делал ничего только для других. Все действия направлены на нас самих, все услуги — это услуги самому себе, любовь может быть только любовью к себе. Вы любите не других, а те ощущения, которые любовь вызывает у вас. Вы любите влечение, а не его, к кому вас влечёт. так почему вы хоте мне помочь?
    Доктор: (ответа не было, диалог велел дальше).
    Мотивы того, кто задает вопросы, не имеют значения. Имеет значение только право пациента на конфиденциальность.
  • Ницше: Я ставлю ему диагноз: он стремится к свободе духа, но не может сбросить оковы веры. Ему нужно только “да” согласия, выбора, но не “нет” отказа (пугает).
    Он лжёт сам себе: он принимает решения, но отказывается быть тем, кто решает.
    Он знает, что несчастлив, но не знает, что не от том он печалится.
    Он ждёт, что я подарю ему облегчение, но я сделаю его ещё более несчастным. Я превращу его мелочные старадния, в страдания благородные.
  • Ницше: Эти цели, достижением которых вы жили, откуда они взялись? Как вы их выбрали?
    Доктор: Как я выбрал свои цели? Выбрал, выбрал — ваше любимое слово. Мальчики в 5, 10, 20 лет не выбираю какой жизнью им жить.
    Ницше: Не думайте об этом, просто говорите.
    Доктор: Цели заложены в культуре, витают в воздухе. Вы дышите ими. Все мальчики, с которыми я рос, вдыхали одни и те же цели. Все мы хотели выбраться из еврейского гетто, долбится статуса, достичь успеха. Никто из нас не знал, что такое свободный выбор. националистку цели были перед нами, как что-то понятное, как часть моего народа, моей семьи.
    Ницше: Но это не вы. Вы видите жизнь чуть ли не насквозь. Вы поняли всю бессмысленность погони за неверными целям и бессмысленность постановим новых неверных целей. Умножение на ноль дает ноль в результате.
    Доктор: Всё что вы гофрите — верно, кроме того, что каждый свободен в выборе жизненного плана. Выбор жизненных планов — процесс неосознаваемый. Это все — исторические случайности.
    Ницше: Если ты не вступаешь во владение своим жизненным планом, ты позволяешь своей жизни стать цепью случайностей.
    Доктор: Но … никто не обладает такой свободой. Нельзя выйти за пределы перспективы своего времени, культуры семьи …
  • Доктор: Время необратимо, содеянного не вернешь.
    Ницше: Такое озарение достается лишь счастливчикам.
    Доктор: Счастливчикам? Странно вы говорите. Я понимаю, что приближается час смерти, что я — бессильно ничтожество, что жизнь не имеет ни смысла, ни цели, — и вы называете это везением?
    Ницше: Тот факт, что содеянного не вернешь, не означит, что воля к действию бессильна. Потому что, слава богу, бог умер, — и это не значит, что существование не имеет смысла. Все мы смертны, — и это не значит, что жизнь не имеет ценности.
  • Доктор: Что вы скажете об этом сне (как сам интерпретируешь его?);
    Ницше: А что вы о нем скажете, Йозеф?
  • Двое мужчин чувствовали себя друг с другом так непринуждённо. Доктор: Нам пришлось слишком рано встретится со смертью. Каждый из нас пережил потерю в раннем возрасте. Я рано потерял мать. А вы расскажите о своей потере. Как это — жить без отца, без его защиты?
    Ницше: Без его защиты или без притеснений с его стороны? Была ли это потеря? Я не могу сказать наверняка. Это была потеря для ребенка, но не для мужчины.
    Доктор: А смысл?
    Ницше: Смысл в том, что мне никогда не приходилось тащить на своей спине отца, я никогда не задыхался под грузом навязанных им мнений, никогда не должен был мирится с тем, что цель моей жизни — это удовлетворение его противоречивых амбиций. Его смерть могла быть и благословением, освобождением.
  • Ницше: Значит ли это, Йозеф, что ваш успех имел смысли лишь тогда, когда он мог быть донесен до эфемерного сознания вашего отца?
    Доктор: Я знаю, что это иррациональное Как вопрос о звуке, с которым падает дерево в пустом лесу.
    Имеет ли смысл деятельность, которую никто не видит?
    Ницше: Разница в том, что у дерева нет ушей, тогда как именно вы, а никто другой, определяет смысл.
    Давным-давно, я понял, что намного легче прожить с запятнанной репутацией, чем с нечистой совестью.
  • Ницше: Как вы прожили вашу жизнь? Или она сама показывала вам, как нужно жить? Сами вы выбрали эту жизнь или это она выбрала вас? Любили ли вы её? Использовали ли вы все ее ресурсы? Вот что меня интересует, когда я спрашиваю в вас, довели ли вы свою жизнь до логического завершения. Не стоите ли вы так же беспомощно, оплакивая жизнь, которой у вас никогда не было, как ваш отец из сна?
    Доктор: …. он едва мог дышать …
    Эти вопросы — вы знаете на них ответы! Нет, я не выбирал! Нет, я не жил так, как я хотел! Я жил назначенной мне жизнью. Я — истинный я — был закован в эту жизнь.
    Ницше: Я уверен, что это и есть первопричина вашей болезни. Скупость времени неизбывна.
    Время берет, берет — и никогда ничего не отдает обратно.
    Доктор: Уже слишком поздно! Мы можем поговорить всю. жизнь, но я не могу изменить свою жизнь — она слишком плотно переплелась с нитями других жизней.
  • Ницше: Вы думали, что манипулируете мной, а я все это время думал, что манипулирую вами (речь о процессе терапии души); Доктор: То, что была зачато во лжи, рождено было сейчас в честности (как итог лечения).

Как Ницше лечил доктора Брейера

Стратегия лечения самого Ницше, которую придумали Брейер и Фрейд, предполагала смену ролей доктор и пациент. Тут заметок о этом процессе. Общий нарратив: он рассказывает про свою пациенту Берту, свою мать Берту и свою жену Еву; это все варится у него в подсознании и мешает жить, но он не осознает все эти связи, раскроется в конце книги.

Когда другу нужно отдохнуть, нужно предложить ему жёсткую койку.

Основные категории анализы (Ницше их систематизировал на основе опроса):

  1. Общая неудовлетворенность жизнью;
  2. погружённость в чужеродные мысли;
  3. Ненависть к себе;
  4. Страх перед старением;
  5. Страх смерти;
  6. Проблемы с женой: пропасть в отношениях; само вопсриятия брака как “ловушки”;
  7. Сожаление об отказе от сексуальной “жертвы” Евы;
  8. Чрезмерная озабоченность мнением других врачей, репутацией и тд.;
  9. Ревность: у Берти (пациентка) есть другой мужчина.

Тут есть фундаментальные (6 и 5) и общие, или же неотложные, которые беспокоят больше всего.

— Вы можете рассказывать мне ровно столько, чтобы я мог понять суть проблемы. Не стоит ставить себя в затруднительное положение.

Только сам человек может помочь себе. Он должен найти в себе силы помочь себе сам.

— Доктор, у вас такое отношение: вы несете ответственность за все ваши мысли и все ваши поступки, тогда как она … (молодая пациентка Доктора, о ней речь) … она, под маской своей болезни, имеет право на всё. В силу своего положения, вы имели власть над ней. И вам нравилось осознавать эту власть над ней, и то что она понимает это.

Брейер никогда и ни с кем не был так откровенен.

Вам пришлось принять слишком большую дозу чужой жизни.

Для подготовки к нашей след. встречи подумайте: если бы вы не думали об этом (о проблеме отношения), о чем бы вы думали?

— Чтобы помочь Ницше доверится мне, я содрал с себя кожу (много болезней правды). Он не последовал моему примеру, но всему свое время. Возможно, у него никогда не хватит откровенности прямо просить о помощи.

— Вы должны принять себя — а не искать пути для достижения чужого признания.

Вы сами скрываете от себя свою волю. Жизнь это говорить: “Да, это мой выбор!”. Дух человека создает принятые им решения.

Почему все великие философы столь мрачны? Кто спокоен, кто находится в безопасности, бесконечно бодр и устроен? Ответ: только те, кто плохо видит — народ и дети!

Весь ваш мозг, докторшей, заполняют мысли о Берте (юной пациентке). И проблема в том, что это вызывает у вас дискомфорт.

Я ставлю ему диагноз: он стремится к свободе духа, но не может сбросить оковы веры. Ему нужно только “да” согласия, выбора, но не “нет” отказа (пугает). Он лжёт сам себе: он принимает решения, но отказывается быть тем, кто решает. Он знает, что несчастлив, но не знает, что не от том он печалится. Он ждёт, что я подарю ему облегчение, но я сделаю его ещё более несчастным. Я превращу его мелочные старадния, в страдания благородные.

Странно, что доктор и Ницше лгали об одном и том же — каждый из них скрывал от другого Лу Саломе*

** Лу — это та свободная женщина, которая сперва разбила сердце Ницше, затем пришла к Брейеру записывать его на прием (буквально уговорила).

Все отцы умирают — ваш, мой, чей угодно, — это не повод для возникновения болезни. Мне нравятся действия, а не оправдания. Вперяя оправдано — прошло.

— Вы упорствуете, доктор, и продолжает е думать о Берте (пациентке), хотя я рекомендовал вам этого не делать. Тогда я заставлю вас делать это! Я требую, чтобы вы думали о ней по 15 минут 6 раз в день.

В другой раз, он заставил меня 10 раз подряд оскорбить Берту по-разному. Этот метод я могу понять. Разрядка гнева имеет смысл: накапливаемое возбуждение должно получать разрядку.
Однако: сдерживание гнева помогает евреям выжить (речь о притеснениях еврее в 1890хх).

— Я дал ему слово, что попытаюсь исцелить его. Но врач, как мудрец, должен для начала вылечить самого себя.
ЕСЛИ ВРАЧЕВАНИЕ УНИЖАЕТ ВРАЧА, МОЖЕТ ЛИ ОНО ПОЙТИ НА ПОЛЬЗУ ПАЦИЕНТУ?

Какова была бы жизнь — ваша жизнь — без Берты? Просто говорите, не думайте, раскалывайте всё что приходит в голову.

Мы не должны отказывайся от страсти. Но мы должны заменить обстоятельства страсти!

Доктор: Берта — это опасность. Пока я не знал её, я жил по правилам. Теперь я проверяю на прочность границы этих правил. Меня манит спасение не от опасности, а от безопасности! Может, я прожил слишком размеренно жизнь.

Жить в благополучии опасно.

Поворот в терапии:

Ницше: Вы путаете меня, сначала говорите что боитесь соревноваться с другими мужчинами, а сейчас говорите, что вам бы понравился соревновательный элемент.
Доктор: Я и хочу, и не хочу соревноваться. Да, красивая женщина привлекает больше, если она желанна другими мужчинами. Но такая женщина слишком опасна: я сгорю рядом с ней. Берта — именно золотая середина, её красота в зародыше, она ещё не расцвела в полную силу.
Ницше: То есть, она так опасна, потому что за неё борются другие мужчины?
Доктор: не совсем так. Она безопаснее, потому что я знаю потаенные ходы. Любой мужчина сможет захотеть её, но я с легкостью расправлюсь с конкурентом. Она полностью зависела от меня. Она могла неделю не есть, лишь бы я кормил её с ложечки. Когда она сказала, что мечтает об о мне, я пришёл в восторг и праздновал свою победу.
Ницше: То есть, вы выиграли состязание, в котором даже не пришлось бороться за победу?
Доктор: Да, в этом ещё одно значение Берты: безопасное соревнование, гарантированная победа. Но красивая женщина, не дающая этой безопасности, — это нечто иное.
Ницше: О да, мне знакома эта дилемма. Самая желанная женщина старший сильнее всего. И, разумеется, не потому что она такая, а потому, что мы ее такой делаем. Очень грустно! Йозеф, я всегда был уверен, что мы любим больше само желание, чем желанного.
Вы приписываете Берте достижения, которые на самом деле принадлежат вам.

Из письма: Мы будем снимать шелуху смыслов слой за слоем, пока Берта не станет для него никем иным, как самой Бертой. Освобожденная от личных значений, она предстанет перед ним испуганным обнаженным человеком, всего лишь человеком, кем на самом деле является и она и она, и все мы.

Чтобы пленить меня, женщина должна иметь особый взгляд. Это взгляд, в котором светится обожание, вожделение.

Для волшебства нужны темнота и ореол тайны.

— Довели ли вы свою жизнь до логического завершения?

Трансформация:

Находясь под гипнозом (это потом узнал) доктор Брейер попал в клинику где новый врач лечил молодую Берту. Он заметил, что она гуляет с молодым врачем, точно так же под руку, как и с ним ранее. Когда они сели, она точно так же имитировали приступ, чтобы обнять и трогать его. У нее были те же конвульсии, а медик держал её за бедра. Всё было один в один.

Внезапно, случилась трансформация в сознании. Никогда раньше Брейер не думал о Берте с таким безразличием. Не было ни страсти, ни желания, ни злобы. Он был такой же жертвой, как и они.

— Это поразительно. Я будто перенёс хирургическую операцию по отделению образа Берты от всех эмоций, которые я приписывал ему ранее.

Она перестали иметь власть надо мной, когда я увидел, что знакомые мне сцены механически повторяются с другим.

Каждый человек должен определить для себя какое количество правды он готов вынести.

Я нашёл ключ к разгадке жизни: во-первых, желать необходимо! во-вторых, любить желаемое.

Вопросы на подумать (?)

Эти штуки я пометил (?) когда читал, чтобы не забыть для себя дополнительно осмыслить.

  • Между отцами и сыновьями всегда больше общего, чем между матерями и дочерьми.
    — в целом подуматЬ; что объединяет меня и моего отца в частности.
  • Цели заложены в культуре, витают в воздухе. Вы дышите ими. Все мальчики, с которыми я рос, вдыхали одни и те же цели. — какие цели у меня? а если убрать из них ожидания социума и культуру? Если ты не вступаешь во владение своим жизненным планом, ты позволяешь своей жизни стать цепью случайностей.
  • Ницше: Посмотрите, что мы пытались сделать: выдрессировать ваш мозг, взять под контроль поведение! Дрессировка и формирование навыков поведения. Так с людьми не работает. Нельзя бороться с человеческими проблемами животными методами. — КПТ сейчас делает именно это: тренировка навыков поведения.

Выводы

Та какие могу быть выводы в философской книге.

Сами делайте ;)

Читать

  • Гёте “Страдания юного Вертера” — сильное произведение: о любовных страданиях, которые затрагивают мощность каждого мужчины.

--

--

Oleksii Hryshko

Product manager at Fozzy (ex. Appflame) — — Product management, Personal Finance, Investment, Psychology, PM Mentorship, Fencing, Other Notes.